среда, 9 октября 2013 г.

Этнополитический конфликт в Северной Ирландии

Острейший социально-политический кри­зис в Северной Ирландии до сих пор продолжа­ет приковывать внимание мировой обществен­ности. Он представляет собой многовековой сложнопереплетенный конфликт интересов двух близких этноконфессиальных групп: ка­толической и протестантской, проживших бок о бок не одно столетие. Эти противоречия но­сят социально – политический, экономический и, наконец, ментальный характер, но разделе­ние на противостоящие группы – общины идет именно по религиозному признаку. Тесное переплетение религиозных противоречий с политическими и этническими процессами составляет одну из главных особенностей североирландского конфликта.
Конфликт в Северной Ирландии
Корни современной этнической картины североирландского общества восходят к XVII веку. Британские колонисты сгоняли коренных ирландцев со своих земель и насильственно переселяли их на неплодородные земли в за­падной части Острова. Наступление на иму­щественные права ирландцев сопровождалось социально - политической дискриминацией, а также затрагивало культурно – религиозную сферу. Дело в том, что британские колонисты были представлены двумя основными группа­ми: англичанами – приверженцами англикан­ской церкви и шотландцами - пресвитериана­ми. Ирландцы же не приняли Реформацию, сохранили католическую веру и не желали переходить в протестантство. Во всех законах принимавшихся британским парламентом от­носительно Ирландии фактическое нацио­нальное и имущественное разделение было закреплено в чисто религиозных терминах «протестант-католик». Таким образом, на не­сколько сот лет в сознании ирландцев и бри­танцев закрепились предпосылки для оценки вероисповедания как основного критерия раз­деления разных слоев общества. В действи­тельности в нём одновременно объединялись и подразумевались не только религиозные, но этнокультурные, политические и экономиче­ские составляющие.
Северная Ирландия, как наиболее перспек­тивная с экономической точки зрения, стала форпостом английской власти на Острове. Потомки англо-шотландских переселенцев сформировали особую этническую группу – ольстерцы. За столетия жизни в Ольстере они привыкли считать эту землю своей, и наме­рены были использовать любые средства для сохранения собственного привилегированного положения.
Особенно ярко эта их позиция проявилась в результате событий первой четверти XX века, когда в ходе яростной борьбы за свободу боль­шей части Ирландии все же удалось получить независимость сначала в качестве Доминиона, а затем и Республики. Ольстерские же про­тестанты не желали выходить из состава Соединенного Королевства и считали себя бри­танцами. Воспользовавшись своим численным перевесом на северо-востоке, они настояли на референдуме (1921 г.). По его результатам Ольстер остался в составе Великобритании. В последующие десятилетия ситуация ан­тагонизма между религиозными общинами в Северной Ирландии только усугублялась. Протестанты с молчаливого согласия Лондона установили в провинции режим жесткой дис­криминации католиков: ввели ограничения на занятие государственных должностей, получе­ние высшего образования, медицинского об­служивания и прочее.
Флаг Ольстера
Исследователи и публицисты обычно на­зывают режим власти, оформившийся в Северной Ирландии после раздела Острова, «юнионистским монолитом». Он действитель­но представлял собой стабильную социаль­ную систему. Вся машина управления была построена на том, чтобы протестантские слои ощущали свою причастность к механизму про­тестантского господства3. Несмотря на то, что среди протестантов существуют различные исповедания и секты, они, как правило, объ­единялись и составляли единую оппозицию католикам по самым различным вопросам. Их сплачивала, прежде всего, глубоко укоре­нившаяся и насчитывающая не одно столетие традиция не доверия и страха. На генеральной ассамблее пресвитерианской церкви в 1950 г. об этом было сказано следующее: «…Одна из причин конфликта между католиками и проте­стантами, особенно здесь, где численность тех и других примерно одинакова (т. е. в Северной Ирландии), коренится в том, что римская ка­толическая церковь является религиозной организацией, которая действует в мировом масштабе и стремится захватить контроль над общественными учреждениями и над обще­ственной жизнью в целом; это не только одна из церквей, но и политическая организация… Вот почему протестанты так часто опасаются угрозы своей свободе и засилья иной церкви в религиозных, политических и социальных вопросах»4.
В научных кругах такую позицию имену­ют «осадным менталитетом» или «осажден­ной крепостью», имея в виду оборонитель­ную стратегию протестантского большинства, отстаивающего свои исключительные права перед лицом постоянной внешней угрозы со стороны «националистов» и «республикан­цев», стремящихся к объединению Ольстера с Республикой Ирландия. «Осадный мента­литет», глубоко укоренившийся в сознании протестантских масс, представлял собой социально-психологический базис юнионист­ской идеологии, исключавшей возможность какого бы то ни было примирения «осажден­ных» и «атакующих»5.
Религиозная принадлежность жителей Северной Ирландии
К 60-м годам XX в. ситуация в регионе ста­ла практически тупиковой. Ольстер стоял на пороге неминуемой социальной катастрофы. Очередное силовое вмешательство со стороны Англии в 1969 г. ознаменовало собой новый ви­ток в развитии кризиса в Северной Ирландии. В 1969 г. английским правительством было принято решение об использовании войск про­тив демонстрантов – борцов за гражданские права католиков. Конец 60-х – начало 80-х гг. считаются десятилетиями, когда конфликт в Ольстере перешел в наиболее острую свою фазу. В провинции происходили яростные столкновения, как между конфессиональными группировками, так и последних с полицией, в которых зачастую гибли невинные люди. Террористическая деятельность достигла не­бывалых размахов.
При этом религиозная составляющая про­слеживалась даже в деятельности террори­стических организаций. На флагах некоторых группировок присутствовали религиозные атрибуты, а в уличных столкновениях звучали призывы религиозного характера. В настен­ной росписи очень популярной в Северной Ирландии, часто можно было встретить ре­лигиозные сюжеты, воплощенные в совре­менном для ольстерцев контексте. Например, некоторые погибшие активисты со стороны, как католиков, так и протестантов представ­лялись в образах мучеников и страдальцев за веру6.
По переписи, проведенной в 1961 г., насе­ление Ольстера насчитывало 1 425 042 чело­века. Из них протестанты составляли 61,5 % населения, католики – 34,9 %, и лишь 2 % на­селения провинции не относили себя к какой–либо церкви. Около 90 % католиков Ольстера по воскресеньям посещало церковь, а среди протестантов, включая представителей их раз­личных сект, число посещавших церковь со­ставляло более 50 % . Всего тех, кто регулярно посещал церковь, насчитывалось в 1960-х го­дах более 80 % населения7.
При этом для большинства североирланд­цев отношение к церкви не ограничивалось указанием на свою религиозную принадлеж­ность – это являлось показателем их самоиден­тификации. Исходя из их религиозной принад­лежности можно было почти точно сказать: в каком районе они выросли, в какую школу ходили, сколько детей было в семье и чем за­нимались их родители.
В Северной Ирландии до сих пор в ходу старый анекдот: «Как - то в Белфасте хулиган останавливает прохожего и спрашивает, какую религию тот исповедует. Желая избежать не­приятностей, прохожий отвечает: «Я – еврей». «Очень хорошо», - говорит хулиган – Но като­лический еврей или протестантский еврей?»
Для жителя Северной Ирландии рели­гиозная община была наиболее важным со­циальным институтом, под определяющим влиянием которой транслировалась традици­онное мировосприятие и воспроизводились поведенческие стереотипы. Не случайно поэ­тому коммуникации между представителями разных общин являлись большой редкостью. Длительное время браки между протестан­тами и католиками составляли всего около 6 - 7% от общего числа браков8. Интеграция об­щин затрудняется еще и тем, что подавляющее большинство городов и населенных пунктов до сих пор моноконфесиональны. К числу городов со «смешанным» населением можно отнести лишь Белфаст и Лондондерри. Но и в них католические и протестантские кварталы до сих пор разделены кирпичными «стенами мира», как саркастически называют их мест­ные жители9.
Конфессиональная карта Северной Ирландии. Зелёным цветом обозначены районы, заселённые католиками, оранжевым - заселённые протестантами.
Конфессиональная карта Северной Ирландии. Зелёным цветом обозначены районы, заселённые католиками, оранжевым - заселённые протестантами.
Религиозная вражда внушалась североир­ландцам с самого рождения. Исследования, проведенные в 1980 г. университетом Ольстера, выявили следующие данные: трехлетние дети испытывали неприязнь по отношению к куль­турным символам другой религии, а шести­летние дети могли объяснить политическую разницу между флагами. На практике 95% подростков католиков Северной Ирландии сталкивались, согласно этим же исследовани­ям, с проблемой сегрегации в школе10.
При этом раздел на враждующие религиоз­ные группировки четко совпадал с политиче­скими взглядами. Протестанты придержива­лись юнионистских политических убеждений; а католики являлись республиканцами.
В Ассамблею Северной Ирландии не раз избирались протестантские священнослужи­тели. Юнионистская партия была тесно связа­на с откровенно религиозным Оранжистским орденом. Формировавшиеся ею правительства неоднократно меняли свои решения в соот­ветствии с требованиями Пресвитерианской генеральной ассамблеи и других религиозных организаций. Тесное взаимодействие власт­ных структур и агрессивно настроенных про­тестантских кругов создавало угрозу порядку и безопасности в Северной Ирландии.
Пожалуй, наиболее ярким представителем религиозного фанатика у власти является по­литик с огромным политическим стажем – 83 -летний Йан Пейсли. Он не только многократ­ный депутат британского и европейского пар­ламентов, бывший глава Североирландской Ассамблеи, но и основатель церкви Свободные Пресвитериане. Прославился Пейсли в основ­ном благодаря скандальным выступлениям и многократной организации католических по­громов. Так в 1963 г. он спровоцировал де­монстрацию против спуска британского флага в Белфасте в связи с кончиной Папы Иоанна ХХIII. А в 1988 г. Пейсли во время выступле­ния в Европейском парламенте Иоанна Павла II поднял красный плакат с надписью «Папа Иоанн Павел II – Антихрист!» и прокричал своим знаменитым басом: «Антихрист! Я про­клинаю тебя и все твои культы и ритуалы!»11.
Что касается британского руководства, то оно в своей политике урегулирования Североирландского конфликта старался аб­страгироваться от его религиозной составля­ющей. Правительства Г. Вильсона и Э. Хита сделали попытку разрешить кризис путем проведения экономических реформ, которые пришли в противоречие со взглядами традици­оналистски настроенных кругов обеих общин, что в итоге и спровоцировало вспышку бес­порядков. С целью их подавления в Ольстер был введен дополнительный военный контин­гент. Еще более к силовому варианту решения конфликта склонялась М.Тэтчер. При этом консерваторы поддерживали тесные связи с юнионистами и, зачастую, главной мишенью английских военных и полиции становились католические военизированные группиров­ки и просто католические кварталы, где про­водились периодические «зачистки». Такая противоречивая и не всегда последовательная политика официального Лондона лишь усугу­бляла ситуацию, которая грозила вылиться в открытый военизированный конфликт и как следствие расшатать государственную систе­му Британии.
К моменту всеобщих парламентских выбо­ров 1997 г. конфликт в Ольстере охватил уже все стороны общественной жизни, жестко под­чинявшиеся общинно – религиозной детерми­нации. Разрешение кризиса стало острейшим вопросом государственного значения. Одним из лозунгов «неолейбористов» во время из­бирательной компании был акцент на сугубо политические методы в миротворческом про­цессе в Ольстере. Выборы принесли неолей­бористам уверенную победу, во главе прави­тельства стал молодой и деятельный политик Э. Блэр.
Тони Блэр
Блэр считал, что ирландская политика должна проводиться вне всякого идеологиче­ского и религиозного контекста, что Лондону нельзя занимать ни ту, ни другую сторону, а лишь организовать и контролировать мирный диалог между ними.
Для оценки имевшихся перспектив такой политики необходимо ознакомиться и с отно­шением к религии самого Блэра, его понима­нием религиозной этики и ее воздействия на политику. Лейбористский лидер называл себя «христианином - экуменистом»12. «По моему мнению, – говорил он, – многие из острых конфликтов между католиками и протестанта­ми полностью сбивают людей с толку. Я глу­боко уважаю другие вероисповедания и ратую за религиозный плюрализм в нашей стране»13. Алистер Кэмпбелл, глава информационного центра британского правительства при Блэре, произнес в одном из интервью фразу, ставшую крылатой: «Богом мы не занимаемся»14, – тем самым еще раз подчеркнув прагматизм лейбо­ристкой политики.
Экуменический пафос, общая настроен­ность на мир и веротерпимость вместе с ак­центом на здравый смысл, на ослабление зна­чения идеологических схем в современной политике создавали благоприятное силовое поле, в котором, должен был формироваться североирландский курс нового лейбористско­го кабинета.
В результате длительных и многоступенча­тых переговоров в 1998 году заинтересованны­ми сторонами было подписано Стормонтское Соглашение15, в соответствии с которым долж­на была быть реализована сложная, много­ступенчатая формула выхода из кризиса. Воплощение в жизнь этой программы стол­кнулось со многими трудностями, обуслов­ленными комплексом проблем, в том числе и религиозного характера.
Вместе с тем за два десятилетия удалось добиться определенного прогресса в вопросе мирного урегулирования конфликта: возоб­новила свою деятельность Североирландская Ассамблея, в работе которой принимают уча­стие как католические, так и протестантские партии, практически полностью прекращена террористическая деятельность подпольных группировок, улучшен общий климат отноше­ний между общинами.
Процесс политического урегулирования от­разился и на религиозной составляющей. Так по данным исследования, проведенного учеными из Королевского университета и Университета Ольстера, число жителей Северной Ирландии, регулярно посещающих церковь, в послед­ние годы снизилось. Наиболее показателен спад посещаемости церкви среди католиков, которые раньше были наиболее активными прихожанами. Снизилась численность прак­тикующих верующих и среди протестантов. Значительно возросло количество атеистов и людей без конфессиональной принадлежно­сти. Специалисты предположили, что отказ практиковать ту или иную христианскую тра­дицию вызван политическим причинами: со снижением напряженности между общинами отпала и необходимость относить себя к той или иной конфессии16.
Подчеркивая свой экуменизм, Блэр до сво­ей отставки оставался протестантом, хотя не­однократно посещал католические мессы вме­сте со своей супругой Шерри и детьми. Более того, после ухода с поста премьера в 2007 году он перешел в католичество, что, безусловно, явилось еще одной попыткой продемонстри­ровать свою религиозно – политическую то­лерантность, и содействовать происходящим в Ольстере позитивным переменам.
Таким образом, религия сыграла огромную роль в развитии североирландского конфликта. Длительное время находясь под колониальным гнетом, этнические ирландцы сплотились про­тив ненавистных им колонизаторов под фла­гом католичества. Католическая вера стала для них символом самобытности и самоиденти­фикации, формой восприятия действительно­сти. Протестанты в условиях враждебного им окружения также сплачивались и практикова­ли жесткую политику утверждения и защиты своих исключительных прав. Церковная при­надлежность при этом оказалась универсаль­ным инструментом для разграничивания двух враждующих групп. Поэтому сглаживание религиозных и культурных различий между общинами не без оснований рассматривалось британским политическим руководством, как важное средство преодоления многовекового конфликта.
 
Примечания:
1 Blair Т. New Britain. My Vision of a Young Country. L., 1996; Parliamentary Debates. House Of Commons. Hansard. 24th of July. URL : http://www.parliament.the-stationery-office.co.uk/pa/cm200102/cmhansrd/cm020724/debtext/20724-08.htm; The GoodFriday Agreement . URL : http://www.nio.gov.uk/issues/agreelinks/agreement.htm; Report of the Group of Specialists on The Demographic Situation of National Minorities, 4th meeting. Council of Europe, Strasburg, 1996; Alliance manifesto, The aims of the Ulster Unionist Party, Implementing the GoodFriday Agreement. North-South economic andsocial development, Leadership to put things right! Parliamentary andDistrict Council Election Manifesto 2001, Sinn Féin Manifesto 2002. Building an Irelandof Equals и др.
2 Aughey, А. Ulster Unionism andthe Anglo-Irish Agreement. London, Hurst & Company, 1989.; J.B. Bell. Back to the Future: The Protestants anda UnitedIreland. Dublin, Poolbeg Press Ltd, 1996; Breen, R. Social Attitudes in Northern Ireland1996. Belfast, The Appletree Press Ltd, 1996; Cash J. D. Identity Ideology andConflict: The Structuration of Politics in Northern Ireland. Cambridge, Cambridge University Press, 1996; Gallagher A. M. Employment, Unemployment andReligion in Northern Ireland. Coleraine, Centre for the Study of Conflict, University of Ulster, 1991; Орлова, М. Е. : 1) Опыт мирно­го регулирования в Северной Ирландии в контексте культуры мира // От нетерпимости к согласию: Проблемы перехода от гражд. и религ. противостояния к веротерпимости и обществ. Согласию : Материалы между­нар. конф., май 1999 г., Москва. М., 1999; 2) Северная Ирландия: опыт преобразований в расколотом обществе. М., 1994; Осадчая Ж. Ф. Лейбористская партия Великобритании: ли­цом к бушующему. М., 1990 и.др.
3 Patterson, H. : 1) Class conflict andsectarianism. The Protestant working class andthe Belfast labour movement, 1868–1920. Belfast, 1980; 2) Refining the Debates on Ulster // Political Studies. 1976. Vol. 24, № 2. Р. 205–208; 3) The State in Northern Ireland, 1921–1972 / H. Patterson, P. Bew, P. Gibbon // Political forces andsocial classes. Manchester, 1979.
4 Де Пеа, Л. Расколотый Ольстер. М., 1974. С. 175.
5 Darby, J. Conflict in Northern Ireland. The Development of a polarizedcommunity. Dublin, 1976. P. 111.
6 Гиффан, Ж. Северная Ирландия. Стены гово­рят // Ar Men (Камень). 1996. № 76, апрель.
7 Рабинович, И. Е. Великобритания. Ирландия: Экон. – геогр. Очерк. М.: Просвещение, 1966. С. 54.
8 Bell-Fialkoff A. Ethnic Cleansing. NY, St. Martin's Griffin, 1999, Р. 205
9 Report of the Group of Specialists on The Demographic Situation of National Minorities, 4th meeting. - Council of Europe, Strasburg. 1996. Р. 3.
10 Bocher S., Lin A., McLeedB. Cross-culture Contacts andthe Development of International Perspective. S. Bocher, A. Lin, B. McLeed// Journal of Social Psychology. 1981. Vol. 107, № 1. P. 31.
11 Маленко И. Слезы Иисуса. URL : http://left.ru/2003/1/slezy77.html
12 Показательно при этом, что сам Блэр про­исходил из семьи ярых протестантов, его дед по материнской линии, живший в ирландском графстве Донегал был членом Оранжистского ордена, о чем Блэр предпочитал умалчивать.
13 Blair Т. New Britain. My Vision of a Young Country. L., 1996. Р. 62
14 Тони Блэр перейдет в католичество.- http://www.regions.ru/news/society/2076259/ 18.05.2007
15 The GoodFriday Agreement. URL : http://www.nio.gov.uk/issues/agreelinks/agreement.htm
16 В Северной Ирландии наблюдается спад посещаемости церквей // Благовест – Инфо. Агентство религиозной информации. 2005. 24 ноября

Комментариев нет:

Отправить комментарий